Шизоидное расстройство детского возраста

Шизоидное расстройство детского возраста

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения шизотипического расстройства у детей. Точная статистика в этой области не ведется, но специалисты отмечают, что все большое количество маленьких пациентов нуждаются в их помощи.

К психотерапевтам и психиатрам дети с шизотипическим расстройством личности попадают чаще всего в старшем возрасте, хотя выявить проблему можно намного раньше. Родители зачастую списывают странности в поведении на особенности характера и наследственности, стремясь сделать их «такими же, как все». Такой подход к воспитанию лишь усугубляет положение.

Дети с расстройством обычно не имеют проблем с интеллектуальным развитием, их отличает повышенная тревожность, неумение строить отношения с окружающими и перепады настроения. А это, как правило, мало беспокоит окружающих.

Даже если родители видят проблемы, они не спешат отправляться за помощью к психиатру. Они боятся, что в больнице ребенку поставят клеймо «псих», тем самым испортят ему жизнь. Однако игнорирование расстройства приводит к еще большим проблемам. Своевременное вмешательство профессионалов и терапия позволит ребенку значительно повысить качество свое жизни в будущем.

Первые признаки

Прежде всего стоит отметить, что шизотипическое расстройство и шизофрения являются различными состояниями. В первом случае наблюдается пограничная патология, которая действительно имеет схожие с шизофренией проявления. Специалисты часто называют шизотипическое расстройство одной из разновидностей вялотекущей шизофрении.

Выявить подобное расстройство при помощи лабораторных исследований невозможно. Их проводят для выявления физических причин «непонятного» поведения. Если таковые не выявлены, то ребенок может быть направлен для консультации к психотерапевту или психиатру.

Дети с шизотипическим расстройством могут демонстрировать самые разные формы поведения.

  1. Дети очень категоричны в своих высказываниях. Они часто дают обещания, в которых фигурируют слова «никогда» или «всегда», но выполнить обещанное не получается. Подобные нарушения обещаний приобретают хронический характер.
  2. Шизотипическое расстройство часто выражается в гипертрофированном восприятии и обидчивости. Могут возникать вспышки гнева по отношению к родителям и членам семьи.
  3. Избегание общения с другими людьми является своеобразной защитной реакцией. Таким образом дети с психическими проблемами снижают уровень ответственности за свои поступки, вероятность получения критики или отторжения окружающими.
  4. При шизотипическом расстройстве люди склонны к излишней «катастрофизации». Они предполагают самый худший сценарий развития событий, в результате этого они отказываются от каких-либо действий.
  5. Вокруг детей с шизотипическим расстройством царит хаос. Они создают беспорядок, разрушая все вокруг, и создают условия для риска.
  6. Цикличность рассуждений. Поток мыслей идет бесконечно, при этом речь содержит шаблоны, повторяющиеся друг за другом.
  7. Отрицание событий из прошлого, ставшими болезненными или травмирующими для ребенка.
  8. Невозможность позаботиться о себе и болезненная зависимость от взрослого человека. Это касается как эмоционального благополучия и физического состояния, так и необходимости самостоятельно принимать решения.
  9. Депрессия также может свидетельствовать о наличии психического расстройства.
  10. При шизотипическом расстройстве дети незаслуженно ожидают от окружающих людей создания более благоприятных условий. Восприятие собственных прав является нарушенным, в итоге у ребенка может развиться фаворитизм – привычка получать особое положение в любом окружении.
  11. Богатая фантазия приводит к тому, что ребенок начинает выдумывать события и верить в них. Так он создает себе другую, более счастливую жизнь и убегает от реальности.
  12. Резкие перепады настроения, особенно часто они возникают в момент семейных праздников или других событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания и воспоминания.
  13. При расстройстве ребенок начинает проявлять гипербдительность. Он демонстрирует заинтересованность в чужих комментариях и мыслях, а также поведении других лиц. Кроме того, может наблюдаться слишком бурная реакция на разочаровывающие события. Такая истерия является способом отвлечь себя и окружающих от реальных проблем.

К другим тревожным симптомам можно отнести заниженную и неадекватную самооценку, перфекционизм и патологическую ложь. У ребенка с шизотипическим расстройством проявления патологии бывают периодическими. В моменты ясности он может чувствовать «неправильность» своего поведения и даже пытаться загладить свою вину перед окружающими. Но чаще всего пациенты с шизотипическим расстройством отрицают наличие у них проблем.

Но данные признаки не являются диагностическими критериями — некоторые из них могут свидетельствовать о педагогической запущенности, излишней избалованности ребенка или наличии других проблем с психикой. В любом случае подобное поведение ребенка должно насторожить родителей, стать поводом для обращения к специалистам для оказания профессиональной помощи.

Диагностика

Для постановки диагноза специалисты используют специальные тесты, а также диагностические критерии. Шизотипическое расстройство выявляется при наличии 4-х признаков из этого списка:

  • безразличие к окружающим людям и событиям, асоциальность;
  • повышенная раздражительность, особенно при знакомстве с новыми людьми;
  • беспричинные вспышки гнева;
  • чудаковатая манера поведения или пристрастие к «странной» одежде;
  • наличие собственных навязчивых идей, часто противоречащих общепринятым нормам, а также неадекватное мышление;
  • излишняя подозрительность, граничащая с паранойей;
  • у подростков могут наблюдаться расстройства сексуального характера;
  • бессвязная речь, визуальные и слуховые галлюцинации;
  • общение с придуманными персонажами или несуществующими людьми.
Читайте также:  Что нейтрализует марганцовку

При знакомстве с пациентом психотерапевт проводит первичный осмотр, а также долго беседует с ним. Все это позволяет выявить нарушения в мышлении и восприятии, свойственные для шизотипического расстройства. Если эти проявления наблюдаются у пациента на протяжении длительного периода, то высока вероятность того, что ему будет поставлен диагноз – шизотипическое расстройство.

Принципы терапии

Шизотипическое расстройство является хроническим и вялотекущим заболеванием. Если его диагностируют у пациента, то ему может быть присвоена вторая группа инвалидности, однако этот вариант развития событий возможен только в самых тяжелых случаях. Такой ребенок не сможет служить в армии или правоохранительных органах в будущем, также могут возникнуть сложности с получением водительских прав. Но это не значит, что обращаться к специалистам не нужно. Наоборот, чем раньше расстройство будет выявлено, а также будут приняты адекватные меры к коррекции состояния ребенка, тем более высокой будет вероятность того, что он сможет вести нормальную жизнь.

Сложность терапии при шизотипическом расстройстве состоит в том, что больные не признают своей «ненормальности» и эксцентричности. Инициатором лечения обычно выступают родственники пациентов, а те категорически от него отказываются. Работа психотерапевта построена на постоянном общении с больным, которое направлено на коррекцию поведения, снижение агрессивности и обучения общению с родственниками и окружающими людьми.

Терапия при шизотипическом расстройстве ведется по нескольким направлениям:

  1. Прием медикаментозных препаратов. На сегодняшний день не существует таблетки от шизофрении или расстройств, схожих с ней. Лекарства применяют для нормализации состояния пациента, снижения тревожности, налаживания режима питания и сна. Кроме того, прием некоторых препаратов делает больных более восприимчивыми к психотерапии.
  2. Психотерапия. Сегодня существует много различных направлений психотерапии, каждый из которых может быть использован при коррекции шизотипического расстройства. Выбор конкретной методики во многом зависит от специализации психотерапевта и состояния пациента. Психотерапия может проводиться индивидуально или в группах, но при работе с маленькими пациентами групповое общение бывает затруднено. Кроме того, психотерапевт работает и с родителями, поскольку они зачастую сами не понимают, как необходимо строить отношения со своим «особенным» ребенком.
  3. Вспомогательные методы. При вялотекущей шизофрении весьма эффективными бывают методики, направленные на расслабление пациента. Чаще всего специалисты используют арт-терапию, полезным будет общение с животным, например, дельфинами, лечение музыкой и т.д.

Программа коррекции патологии будет различной в каждом конкретном случае, и положительная динамика также зависит от индивидуальных особенностей пациента и его состояния.

Современная психиатрия выделяет довольно большое количество состояний, которые называются словами, содержащими приставку «шизо-». Порой разграничить их очень сложно, даже специалистам не всегда это под силу. Но четкого понимания, как они возникают до сих пор не существует. Именно поэтому лечение патологии часто бывает симптоматическим. То есть, у пациента будут лечить апатию и депрессивные состояния, помогут нормализовать сон и избавиться от тревожности, но о полном выздоровлении речь не идет.

Тем не менее, применение современных методов психотерапии позволяет социализировать детей с шизотипическим расстройством. Чтобы избавить их от навязчивых мыслей можно предложить занятие, требующее концентрации и собранности, например, кулинария. Ребенок должен будет выполнить определенные инструкции, порезать продукты и т.д. Приятным бонусом является приготовленная собственными руками вкусная еда. Некоторым пациентам помогает игра на музыкальных инструментах, музицирование также помогает избавиться от тремора рук.

При поддержке родителей ребенок, у которого диагностировали шизотипическое расстройство или вялотекущую шизофрению сможет стать самодостаточном, получить специальность и даже создать семью. Однако это возможно лишь при своевременно начатой терапии.

В рамках реализации проекта «Нормативно-правовое и информационно методическое сопровождение организаций ВОИ и семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (с использованием ресурса сайта www.razvitkor.ru)

«Дети с РАС: Шпаргалка для взрослых»

Поступает немало обращений от родителей, чьим детям был поставлен аутизм. Чаще всего родители говорят о таких проблемах, как речевые нарушения, отсутствие речи, отсутствие понимания обращённой речи, низкая социализация, рассеянное неустойчивое внимание, трудности в восприятии новой информации, общение штампами, заученными фразами и о многих других проблемах.

Что мы знаем об аутизме?

Аутизм – нарушение развития, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Читайте также:  Хондроксид максимум инструкция по применению цена

Совсем недавно аутизм считался редким расстройством, но сейчас очевидно, что это не так.

Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка.

Классификация

Симптомы аутизма могут встречаться в разных сочетаниях и иметь разную степень выраженности. В зависимости от этого выделяют различные формы аутизма: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и т.д. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения.

В МКБ-10 детский аутизм входит в рубрику «Общие расстройства развития» (F84), которая часть раздела «Нарушения психического развития» (рубрики F80—89). Здесь выделяются следующие формы общих расстройств развития:

• F84.0. Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера);

• F84.1. Атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами);

• F84.2. Синдром Ретта;

• F84.3. Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллера; детская деменция; симбиотический психоз);

• F84.4. Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;

• F84.5. Синдром Аспергера (аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста).

Обучение детей с аутизмом в школе

Существует несколько вариантов программ (8.1. — 8.4.) по обучению детей с РАС. Вариант программы рекомендуется ПМПК коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития.

В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).

*Вариант 8.1. рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей.

*Вариант 8.2. предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. Ребенок может находиться в среде сверстников с ОВЗ, имеющих нарушения (например, в специальном коррекционном классе вместе с обучающимися по вариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися с РАС в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО.

*Вариант 8.3. рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от варианта 8.2 в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), другие ОВЗ либо в среде сверстников без ОВЗ. В сфере академической компетентности при обучении по этому варианту выделяется два уровня достижений: минимальный и достаточный.

*Вариант 8.4. рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.

Основные симптомы

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам.

— трудности в общении и социализации;
— неспособность установления эмоциональных связей;
— нарушение речевого развития;
— нарушение развития всех областей психики: интеллектуальной, эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

Дополнительные симптомы

— снижение чувствительности к боли;
— стереотипии (стереотипии или стимминг/стим — регулярно повторяющиеся движения,звуки;
— самостимуляция имеет различные формы: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики и т.д.;
— самоповреждения;
— снижение чувства самосохранения;
— невозможность понимать социальные сигналы;
— невозможность изменять своё поведение в зависимости от ситуации;
— избирательность в еде, проблемы с приёмом пищи;
— неумение проявить эмпатию и другие.

Обостренная чувствительность — особенность восприятия детей с РАС. Это проявляется в чувствительности к шуму, музыке, миганию лампочек, прикосновению одежды, запахам и т.п.

Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (далее мы расскажем об особенностях игровой деятельности, методах и методике развития социальных навыков).

, MD, University of Arizona College of Medicine

Читайте также:  Сколько держится температура после гайморита

При шизоидном расстройстве личности способность осмысленно относиться к другим ограничена.

О 3,1 до 4,9% от общей численности населения США имеют шизоидное расстройство личности. Оно немного чаще встречается у мужчин. Шизоидное расстройство личности может быть более распространенным среди людей с семейным анамнезом шизофрении или шизотипического расстройства личности.

Часто сопровождаются сопутствующими заболеваниями. Более половины пациентов имели по крайней мере один эпизод большой депрессии. Они часто также имеют другие расстройства личности, чаще всего шизотипическое, параноидальное, пограничное или избегающее.

Этиология

Эмоционально холодные, пренебрежительные и обособленные опекуны в течение детского периода могли внести свой вклад в развитие шизоидного расстройства личности, формируя у ребенка чувство того, что межличностные отношения не доставляют удовлетворения.

Клинические проявления

Пациенты с шизоидным расстройством личности, кажется, не имеют никакого желания устанавливать близкие отношения с другими людьми, в том числе родственниками. У них нет близких друзей или доверенных, за редким исключением родственников первой линии. Они редко ходят на свидания и часто не вступают в брак. Они предпочитают быть сами по себе, выбирая деятельность и хобби, которые не требуют взаимодействия с другими людьми (например, компьютерные игры). Сексуальная активность, если она вообще входит в их интересы — невелика. Они также, судя по всему, испытывают меньше удовольствия от сенсорных и телесных переживаний (например, прогулки по пляжу).

Эти пациенты не кажутся обеспокоеными тем, что другие думают о них, будь то хорошее или плохое. Из-за того, что они не замечают обычных ключей социального взаимодействия, они могут казаться социально неумелыми, отстраненными или эгоцентричными. Они редко реагируют (например, улыбаются или кивают) или показывают эмоции в социальных ситуациях. Они испытывают трудности с выражением гнева, даже когда их провоцируют. Они не реагируют должным образом на важные события в жизни и могут показаться пассивными по отношению к изменениям обстоятельств. В результате складывается впечатление, что они не имеют направления в своей жизни.

Редко когда эти пациенты чувствуют себя комфортно, раскрывая себя. Они признают, что чувствуют боль, особенно при социальных взаимодействиях.

Симптомы шизоидного расстройства личности, как правило, остаются стабильными в течение долгого времени, дольше чем при других расстройствах личности.

Диагностика

Клинические критерии (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам ( Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders ), 5-е издание [DSM-5])

Для диагностики шизоидного расстройства личности пациенты должны проявлять следующие характерные черты:

Отрешенность и общая незаинтересованность в социальных отношениях

Ограниченное выражение эмоций в межличностных взаимоотношениях

Эта модель проявляется при наличии ≥ 4 из следующих признаков:

Отсутствие желания близких взаимоотношений или удовольствия от них, включая отношения с членами семьи

Уверенное предпочтение уединенных видов деятельности

Незначительный, если вообще имеется, интерес к сексуальной активности с другим человеком

Наслаждение приносят немногие, если таковые имеются, виды деятельности

Отсутствие близких друзей или доверенных, за исключением, возможно, родственников первой линии

Кажущаяся индифферентность к похвале или критике от других

Эмоциональная холодность, отстраненность, или аффективная тупость

Кроме того, необходимо, чтобы симптомы начали проявляться в раннем взрослом возрасте.

Дифференциальная диагностика

Клиницисты должны различать шизоидное расстройства личности от следующих:

Шизофрения и сопутствующие расстройства: у пациентов с шизоидным расстройством личности, в отличие от пациентов с шизофренией, нет когнитивных нарушений или нарушения восприятия (например, паранойи, галлюцинаций).

Расстройства аутистического спектра: Социальная недостаточность и стереотипные формы поведения или интересы менее выражены у пациентов с шизоидным расстройством личности.

Шизотипическое расстройство личности: Это расстройство характеризуется искаженным восприятием и мышлением; эти признаки отсутствуют при шизоидном расстройстве личности.

Избегающее расстройство личности: Социальная изоляция при шизоидном расстройстве личности связана с повсеместной отстраненностью и незаинтересованностью в социальных отношениях, тогда как при избегающем расстройстве личности это происходит из-за страха быть смущенным или отвергнутым.

Лечение

Обучение социальным навыкам

Общее лечение шизоидного расстройства личности является таким же, что и при всех расстройствах личности.

Контролируемые исследования психотерапевтической или лекарственной терапии при шизоидном расстройстве личности не были опубликованы.

В целом попытки обмена мнениями по безличностным темам (например, имущество, коллекционирование, хобби), направленные к людям, предпочитающим уединенные занятия, могут помочь установлению отношения с пациентом и, возможно, способствовать терапевтическому взаимодействию.

Когнитивно-поведенческие подходы, направленные на приобретение социальных навыков могут также помочь пациентам измениться. Поскольку пациенты с шизоидным расстройством личности не имеют интереса к другим людям, они могут не иметь мотивации к переменам.

Ссылка на основную публикацию
Шарик в рот фото
Заткнуть рот и получить удовольствие 22 июля 2016 49727 1 ТЕКСТ: Татьяна Никонова, автор секс-блога Nikonova.online Кляпы давно и широко...
Что успокаивает нервную систему взрослого
Столкнувшись с неблагоприятной жизненной ситуацией, даже самый уравновешенный человек теряет покой и не может контролировать свое поведение. В этом случае...
Что хорошо помогает при алкогольном отравлении
Алкоголь в малых дозах способен вызывать расслабление и спокойствие. Однако регулярное и чрезмерное употребление этого напитка очень негативно сказывается на...
Шарик на шее с правой стороны
Шишка на шее с правой стороны может появиться при воспалении лимфатических узлов – это самая частая причина. Если образование болит,...
Adblock detector