Что должна делать девочка в 13 лет

Что должна делать девочка в 13 лет

© AdobeStock

Как ни странно – ничего тут поделать нельзя.

Подростковый период у современных детей начинается значительно раньше классических 13 лет. Уже десятилетние мальчики и девочки отстаивают самостоятельность, пытаются отделиться от родителей и добиться права делать что вздумается. Редакция Chips Journal поговорила с подростковыми психологами центра «Точка» Марией Завалишиной и Анной Привезенцевой и выяснила, что делать, если ребенок не интересуется ничем, кроме роликов на YouTube, грубит и проверяет родителей на прочность.

Что делать с детьми, которые в 10-11 лет уже ничего не хотят? Родители прыгают вокруг них, возят отдыхать, предлагают кружки, а все, чего хотят дети, — это торчать в интернете.

Анна: Ребенок ничего не хочет — это традиционный запрос к психологу, достаточно частая ситуация. Худшее, с чем это может быть связано, — начало развития депрессии. Но когда ребенок психологически здоров и просто ничего не хочет, мы объясняем это следующим образом: в подростковом возрасте начинает формироваться самосознание — ребенок стремится понять, какой я, чего я хочу, чем мне заниматься, как дальше жить. Для того, чтобы понять, кто такой я, хочется сначала отказаться от всего, что не я.

Соответственно, все родительские предложения и идеи, как провести свободное время, автоматически становятся неактуальными. Потому что это не я придумал, это не я затеял, и все, что предлагают родители, автоматически — нет.

И если в тот момент, когда ребенок отказывается от чего-либо, родители спокойно это воспринимают, уходят от давления, у него появляется время и простор для того, чтобы начать ориентироваться в том, чего он хочет. Это не автоматически происходит и может занимать довольно много времени. Но этот процесс очень важный, нужно с уважением к нему относиться: это такой способ научиться делать выбор.

Но дети не сидят, отвернувшись к стене или глядя в потолок, они чаще всего заняты гаджетами или телевидением. Как быть с таким «ничего не хочу»?

Мария: На фоне личностных изменений очень важно помнить, что есть довольно серьезные нейрофизиологические изменения. Биохимия мозга подростков очень сильно отличается от взрослых людей. Если грубо совсем говорить, то нейромедиатор, который влияет на все познавательные процессы, отвечает за систему вознаграждения и удовольствия и частично за стрессоустойчивость, у подростков вырабатывается в гораздо меньшем количестве, чем у взрослого. В том числе с этим связано ощущение постоянной скуки и недовольства у подростков.

Но в тот момент, когда происходит какое-то действие, связанное с наградой, этот нейромедиатор вырабатывается в гораздо большем количестве, чем у взрослых. Подросток находится как бы на качелях: большую часть времени он в подавленном состоянии, но как только он получает «награду», он погружается в мир огромного удовольствия. Что именно может быть наградой — это отдельная тема. Как правило, это связано с одобрением сверстников или с какими-то достижениями внутри игры, а также с рискованным поведением (которое может проявляться в разных формах). У детей этого возраста в принципе энергии немного, но стремиться к награде готовность довольно высокая. И если мы говорим о гаджетах, это очень быстрое и простое удовольствие; то, что всегда в доступе.

И, конечно, ребенку очень сложно остановиться: чем больше ты погружаешься, тем больше тебе хочется. И еще: те структуры, которые отвечают за контроль и произвольность в мозге, у подростков еще не созрели. И они оказываются в клетке: с одной стороны, поток удовольствия, с другой стороны – скука, а с третьей – невозможность как-то себя регулировать и осознавать последствия.

Но это значит, что родителям нужно вступать в конкуренцию с гаджетами? Предлагать интересные занятия и постоянно развлекать.

Анна: В 11-12 лет у родителей еще есть возможность повлиять на поведение детей: роль родителя в это время достаточно велика. Кто-то решает это путем запрета и ограничения гаджетов. Это какое-то время работает, но потом ребенок все равно скажет в грубой форме: до свидания со своими указаниями и советами. Я не видела благополучных историй, когда родители контролировали время использования гаджетов: как правило, эти попытки обречены на провал за редким исключением.

Договоренности вроде «ты играешь два часа, а потом идешь делать уроки» ребенок будет нарушать. Он все равно будет играть сколько хочет, потому что удовольствие выше договоренности.

Но тем не менее кое-что можно сделать. Например, разговаривать с ребенком. Не говорить ему: «ты должен ходить в спортивную секцию», а разговаривать в ключе его личного развития. Вроде: «вот смотри, ты растешь, твое тело меняется, важно и хорошо, наверное, было бы следить за своей фигурой, за своим телом. Было бы здорово, если бы ты ходил на какие-то спортивные занятия. Давай посмотрим, какие есть и что бы тебе из этого хотелось и было бы интересно».

Путем переговоров родители могут достичь своей цели: ребенок три раза в неделю занят спортом, а не сидением в гаджетах. Но цель достигается не прямым запретом, а путем расширения детских возможностей, кругозора. Важно, чтобы ребенок научился выбирать, имел эту опцию выбора.

Важен диалог: не «ты будешь ходить на английский, потому что ты двоечник», а «смотри, тебе хочется путешествовать и классно будет, если ты выучишь какой-нибудь язык». Кстати, игры или видео-ролики тоже могут быть отправной точкой для таких разговоров. Например, если дети играют в онлайн-игры, там часто бывают иностранные команды, а в YouTube много англоязычных блогеров, и у ребенка появляется потребность понимать другой язык.

Мой призыв таков: не нужно объявлять вето на игры, потому что чаще всего это противостояние доводит до серьезного конфликта. Игру надо вплетать в действительность ребенка таким образом, чтобы она не являлась центром его жизни и центром ваших бесед и отношений.

Часто в семье борьба за отказ от гаджета доходит до такого абсурда, что родители и дети просто прекращают общаться на какие-либо другие темы, как будто кроме того, сколько ты сегодня часов играл и сколько это может продолжаться, и говорить больше не о чем. Родители вступают с ребенком в зависимые отношения и начинают таким образом поддерживать его зависимость. Важно все-таки поддерживать здравомыслие: меньше паники и больше конструктивных предложений.

Мария: Сейчас меняются вообще все процессы, отвечающие за восприятие, концентрацию внимания, память. Подростки сегодняшние и те, кто был подростками десять лет назад, очень сильно различаются. Даже на уровне физиологии: у них разные способы восприятия информации. И люди еще пока не очень понимают, что с этим делать. Мне кажется, я выступлю этаким злым полицейским, но у меня другая позиция в отношении гаджетов: контроль должен начинаться в детстве, а не когда подросток уже играет. Я согласна, что поздние запреты не сработают, но ограничения очень важны, потому что ребенок сам не в состоянии их регулировать. Они должны появиться в раннем возрасте, когда ребенок соприкасается с цифровой техникой. Но главное, это не должно быть скандалом, насилием, и не должно начинаться спонтанно и внезапно.

С подростками младшего возраста более-менее понятно, а как взаимодействовать с более старшими детьми, которые ничего не хотят? Давить уже нельзя, а что можно? Может быть, нужно «стать ребенку другом»?

Мария: Все-таки родитель – не друг. Друзья у ребенка есть, и у них другая функция, другие отношения. А у родителя есть позиция, которая предполагает в том числе и введение ограничений, выстраивание границ и прочую регуляцию. Просто во всем должен быть баланс.

Анна: Я согласна с тем, что функция родителя, это не «быть другом». У родителя есть ответственность за ребенка. Он юридически, по крайней мере, отвечает за него. Но нужно понимать, что ответственность родителя тоже имеет свои пределы, она не безгранична. Контролировать человек может только то, что принадлежит ему – например, свое тело, свои чувства, эмоции, мысли. Но контролировать другого человека, в частности, подростка он не может. Как бы ему ни хотелось и как бы его ответственность не диктовала ему это.

Читайте также:  Аптечка для ребенка в путешествие

Жесткие попытки контроля подростка выглядят как насилие, и по сути им и являются. Эти попытки, как правило, встречают жесткий отпор со стороны подростка, но если у него недостаточно сил, чтобы бороться, он просто тихо саботирует. Например, родитель говорит: «Садись, делай уроки». Подросток как бы садится за стол, открывает учебник и ковыряет в носу оставшийся вечер.

Все, что родитель может сделать в данной ситуации, это сказать прямым текстом: «я считаю, что тебе было бы намного важнее и полезнее заниматься тем-то и тем-то. Я готов тебе предоставить возможности. Готов за тебя заплатить, готов тебя записать, готов тебя отвести, готов тебя поддерживать. Если нужна помощь, готов будить тебя по утрам, и так далее. Я все это готов делать, потому что я за тебя волнуюсь и тебя люблю. Но дальше наступает твоя ответственность». Такой разговор возможен где-то лет с тринадцати, четырнадцати. И дальше на этом моменте все, точка. Родитель больше ничего сделать не может. Подросток должен сам научиться брать ответственность за себя, за свою жизнь.

Чем раньше родитель избавится от иллюзии, что есть какие-то хитрые методы, которые способны заставить подростка делать то, что он хочет, тем меньше сложностей обретет и он, и подросток.

Часто на протест уходят все силы подростка, он борется с родителями вместо того, чтобы сесть и подумать, что делать с жизнью. И когда подростки оказываются в ситуации, что никто на них не давит, они начинают что-то делать сами. Через какое-то время. У всех по-разному это происходит в зависимости от интеллекта. Кто-то через месяц это понимает, кто-то через год, кто-то через два. Но в какой-то момент они все понимают, что так дальше жить нельзя, надо что-то делать.

Если родители при этом не давят, спрашивают, как дела, кормят обедом и так далее, то у подростка появляется возможность все-таки воспользоваться предложением родителей или придумать что-то свое и попросить родителей о помощи. Вот, как-то так я себе это представляю.

В психологическом центре «Точка» открыт набор на групповые занятия для подростков 11-17 лет, и для детей 9-10 лет. Есть также возможность записаться на индивидуальную очную или скайп-консультацию.

Родители наслышаны о подростковом возрасте немало, поэтому, когда ребёнок приближается к опасному порогу, стараются максимально к нему подготовиться. Особенно ярко и импульсивно проявляет себя кризис 13 лет, когда начинаются разговоры на повышенных тонах, хлопанье дверями, гулянки до полуночи в непонятных компаниях и прочие проблемы.

Как себя вести в конфликтных ситуациях, не наломать дров и не навредить неокрепшей детской психике? Помогут советы психологов, для выполнения которых сверхъестественных сил не понадобится.

Причины

Почему максимальная точка кипения подросткового кризиса наступает именно в 13 лет?

Развитие самосознания

В подростковом возрасте самосознание совершенствуется и заставляет ребёнка предъявлять повышенные требования как к себе, так и к окружающим людям. Однако нередко они невыполнимы. С одной стороны, это приводит к формированию внутренних комплексов, так как дети оказываются ещё не готовыми принимать на себя ответственность за совершаемые поступки. С другой, ухудшаются отношения с родными, близкими, друзьями.

Родительский (учительский) контроль

Считая себя взрослым, 13-летний подросток хочет больше свободы. Ему кажется, что он справится с трудностями без посторонней помощи, что может принимать верные решения. Но практический навык ещё не отработан, опыта нет. Поэтому, когда со стороны родителей (учителей) поступают какие-то запреты, ребёнок их демонстративно нарушает, но при этом оказывается в смешной или опасной ситуации. Взрослые злятся из-за открытого сопротивления и стараются доказать детям, что они ещё маленькие, чем обижают их и только обостряют кризис.

Желание самоутвердиться

В 13 лет, как ни в какой другой возраст, ребёнка охватывает настоящая жажда самоутверждения. Он хочет выделяться на фоне остальных во всех микроколлективах: в классе, в семье, в секции, в кругу друзей, даже в общественном транспорте. Появляется стремление к лжеидеалам, подгонка под них своего уже частично сформировавшегося характера. Когда в итоге ничего не получается, начинается самокритика, самобичевание и самоуничижение. В 13 лет они принимают катастрофические обороты: недовольные своей внешностью, учёбой, достижениями, подростки нередко заканчивают жизнь самоубийством.

Половое созревание

Пубертатный период влечёт за собой полную трансформацию тела. Это приводит к изменению самооценки (чаще всего она понижается), формированию внутренних комплексов. Наблюдаются первые несмелые попытки установить контакты с представителями противоположного пола. Неудача в этих делах (несчастная любовь, расставания) приводит к психотравме и суицидам. На поведение подростка сильное влияние оказывает нестабильный гормональный фон. Именно из-за него они становятся эмоционально неуравновешенными.

Признаки

У одних подростков симптомы кризиса 13 лет отсутствуют или выражены слабо, у других наблюдается кардинальное изменение поведения.

Отношения с окружающими:

  • конфликтность;
  • противопоставление себя всем остальным;
  • враждебность;
  • в приоритете — общение со сверстниками (убегают из дома, не хотят проводить время в кругу семьи);
  • увлечённость виртуальным общением;
  • стремление к одиночеству, изоляции от людей (запираются в своей комнате и сидят там по несколько часов);
  • доверительные разговоры по душам с одним или двумя выбранными из окружения фаворитами.
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • частые нарушения дисциплины и запретов (отказываются выполнять обязанности по дому);
  • перепады настроения;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • недовольство, раздражение, угрюмость.
  • повышенный уровень тревожности, беспокойство;
  • неуверенность в себе;
  • внутренние комплексы;
  • повышенные требования к себе (особенно к своей внешности);
  • заниженная самооценка;
  • перестройка системы ценностей;
  • мысли о суициде;
  • внутриличностные конфликты;
  • интенсивное развитие саморефлексии;
  • повышенная чувствительность к критике;
  • ведение личного дневника.
  • развитие абстрактно-логического мышления;
  • механическое выполнение упражнений по заданной схеме сохраняется на высоком уровне, а вот с творческими заданиями (написать сочинение, разработать проект) справляются далеко не все;
  • увлечение музыкой, философией, психологией, любовными романами и приключениями;
  • снижение учебных показателей;
  • смена хобби и увлечений.

Главным новообразованием кризиса 13 лет возрастная психология называет негативизм. Всё происходящее, всех окружающих и себя самого подросток воспринимает в чёрном свете, отрицательно и постоянно критикует. Это связано с формированием саморефлексии: он начинает оценивать собственные способности, личностные качества, недостатки и возможности на фоне других.

Согласно статистике, в 20% случаев подростковый негативизм остро и болезненно проявляется эмоциональными бесконтрольными вспышками практически во всех областях жизни. Ребёнок при этом может полностью выпадать из семьи или школы на несколько недель или месяцев. У 20% детей он вовсе отсутствует. 60% 13-летних — потенциальные негативисты. Они начинают возражать и конфликтовать лишь в ответ на вызов извне (несправедливые оценки со стороны учителя, предательство друга, непомерные запреты и ограничения в семье).

Сроки

Кризис 13 лет — название достаточно условное и обобщённое. И физическое, и эмоционально-психическое развитие подростка сугубо индивидуально. Поэтому трудный период может начаться у ребёнка раньше или позже обозначенного возраста.

Ранний (12-13 лет)

Наблюдается чаще всего у девочек, которые и телом, и душой взрослеют раньше мальчиков. С одной стороны, упрямство и конфликтность в этом возрасте побороть проще, так как ещё силён авторитет взрослых. С другой, поговорить с ними гораздо труднее, так как они зацикливаются на собственной самостоятельности и перестают адекватно воспринимать критику, запреты и правила.

Читайте также:  Диарея неясного генеза лечение

Поздний (13-14 лет)

Развитие саморефлексии на данном этапе протекает более сглажено. Ребёнок уже в состоянии частично воспринимать оценки и критику со стороны окружающих. Однако взрослые должны проследить, чтобы они были объективными, и чтобы подросток правильно их понимал. Если мальчик, чтобы самоутвердиться, скажет при всех 14-летней девочке, что она толстая, хотя на самом деле у неё нет проблем с лишним весом, дело может закончиться анорексией. Поэтому родители должны своевременно замечать, не формируется ли патологический комплекс, который может испортить всю жизнь неправильными паттернами поведения.

Длится кризис у всех по-разному. У кого-то в сглаженном виде проявляется эмоциональными вспышками на протяжении всех 3 лет (с 12 до 14). У кого-то наблюдается острая, но краткосрочная форма. Подросток может уйти из дома, вступить в неформальную группировку, не ходить в школу, но в течение 5-6 месяцев обычно такие демонстративные протесты сходят на нет, и все возвращается в нормальное русло.

Как себя вести

Возрастной кризис 13 лет не требует лечения. Необходимость в психотерапевтической помощи или консультации у психолога возникает лишь в крайних ситуациях, когда поведение подростка выходит из-под контроля и чревато серьёзными последствиями для личностного развития. В таких случаях проводятся групповые и аутогенные тренинги, направленные на формирование саморефлексии и адекватное принятие себя.

В первую очередь специалисты дают советы родителям, как вести себя с подростками 13 лет, чтобы кризис протекал без осложнений:

  1. Находить компромиссы в общении.
  2. Искать «точки соприкосновения» интересов.
  3. Установить единые правила поведения дома, которые должны соблюдаться всеми членами семьи (ужинать за одним столом, быть дома в 9 вечера).
  4. Вовлекать подростка в семейные дела. Спрашивать и учитывать его мнение. Делегировать часть обязанностей по дому.
  5. Набраться терпения и сохранять спокойствие. Разговаривать уверенно и сдержанно.
  6. Интересоваться увлечениями подростка.
  7. Хвалить, поощрять за достижения.
  8. Проводить с ним больше времени.
  9. Оставаться авторитетом, но при этом установить доверительные отношения.
  10. Постоянно быть на связи с учителями, классным руководителем, школьным психологом.

10 «нельзя»: памятка для родителей

  1. Вступать в конфликт.
  2. Бросать фразы: «Ты ещё маленький», «Ты ничего не понимаешь», «Не учи меня», «Вырастешь — тогда и будешь права качать», «Яйца курицу не учат» и т. д.
  3. Давать послабления, идти на поводу, удовлетворять капризы.
  4. Навязывать свою точку зрения, приказывать, требовать бессловесного подчинения, не предоставляя право выбора.
  5. Кричать, повышать голос, срываться до истерики.
  6. Бить, замахиваться, физически наказывать.
  7. Унижать, умалять достоинства, не замечать достижений, критиковать.
  8. Отдаляться, не выполнять обещаний, отказывать в просьбе или совете, ссылаясь на занятость.
  9. Лишать общения со сверстниками.
  10. Посягать на личное пространство (проверять телефон, соцсети, читать переписку).

Пережить кризис 13 лет будет гораздо проще, если родители до его наступления придерживались грамотной системы воспитания. К этому возрасту ребёнок уже должен чётко усвоить определённые правила поведения в семье и обществе, приобрести коммуникативные навыки. Да, импульсивные подростковые вспышки неизбежны, но в норме они быстро утихают без последствий.

Поэтому психологи настоятельно советуют родителям в 8-11 лет постоянно работать над воспитанием детей, помогать в формировании системы ценностей, следить за уровнем их самооценки. А самое главное — уделять им достаточное внимание, строить доверительные отношения. При такой профилактике никакой подростковый кризис не будет страшен ни одной стороне.

Последствия

Если подростку, глубоко переживающему яркие проявления кризиса 13 лет, не помочь, это может негативно отразиться на здоровье и личностном развитии. Самые частые осложнения:

  • эмоциональные и поведенческие расстройства;
  • неврозы (диагностируются чаще всего у девочек);
  • формирование акцентуаций, психопатии и патологические влечения (наблюдаются обычно у мальчиков);
  • депрессия;
  • замкнутость вплоть до аутизма;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • развитие устойчивых мнительных, истероидных черт характера;
  • участие в неформальных группировках, что приводит к подростковой преступности и бродяжничеству;
  • суицид.

Так что серьёзные опасности для здоровья и личностного развития всё-таки существуют, и задача родителей — всеми способами их избежать. Те же, кому преодоление кризиса 13 лет даётся нелегко, должны чаще вспоминать слова американской писательницы Миньон Маклофлин: «Ребёнок, с которым труднее всего управиться, — именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся».

В 13 лет подростковый возраст в самом разгаре. Тело и отношение к нему изменяется, начинается активное отделение от родителей, говоря языком психологии «сепарация». Многие прошлые убеждения разрушены, теперь пришло время находить и устанавливать новые. 13-летнму подростку открывается огромное количество осознаний, конфликтов и способов с ними справляться.
Странно, но часто именно в тринадцать происходят самые серьезные и невероятные вещи.

Что происходит с ребенком в 13 лет: особенности возраста

Тринадцать лет для подростка — это взрыв. Как будто в 11 лет он подходил к обрыву, в 12 с него сорвался, а в 13 уже на бешеной скорости летит вниз. Родители в этот момент, с помощью психолога или без, как и старшие друзья, могут стать парашютом. Или хотя бы подушкой, на которую будет не так страшно упасть.

    В 13-летнем возрасте отмечается повышенная эмоциональность и вспыльчивость, мир чувств ребенка становится черно-белым. Это объясняется гормональным всплеском, которым во многом определяется психология подростка 13 лет. Но есть и другие факторы. Оценка сверстников крайне важна для подростка, важнее оценки родителей. Часто от неё зависит большая часть поведения мальчиков и девочек.

Некоторые боятся выделиться, когда другие, напротив, опасаются стать “серой массой”.

Стать изгоем для подростка очень болезненно, роль в сообществе крайне важна, но место чаще всего в этом уже найдено. Если ребенок переживает отделенность от общества сверстников, важна поддержка со стороны семьи.

Если ребенок чувствует себя некомфортно среди ровесников, стоит помочь ему расширить контингент общения и подобрать «новую компанию». Часто безопасной средой, где можно найти новых друзей, становиться подростковый тренинг.

Подросток в 13 частично отделился от родителей, он учится быть самостоятельным и независимым. Контакт с родителями может быть потерян, а их авторитет расшатан. Взрослеющий человек по возможности сам принимает решения о своей жизни, закрывается и «забивает» на то, что думают «предки». У него формируется собственная система ценностей и взгляд на то, как следует справляться с той или иной ситуацией.

Это не значит, что ребенок перестал любить родителей, подобное поведение – лишь способ самоутверждения, попытка научиться принимать решения. Стоит спокойно и уважительно отнестись к этой потребности, чтобы избежать лишних конфликтов в семье.

Появляются мечты о финансовой независимости. Поэтому подростки в 13-14 лет начинают подрабатывать. Родителям стоит не запрещать это делать, а по возможности помогать подросткам в этом увлечении. Все-таки взрослым людям легче ориентироваться на рынке труда, и им известно больше возможностей.

Хороший способ помочь – посоветовать подростку пройти курсы по финансовой грамотности. Сейчас самое время – вся информация интересна и полезна, школьник сможет сразу применить знания и заработать свои первые деньги.

  • Большую роль в жизни подростка занимает его самооценка. В большинстве случаев она становится необоснованно низкой. С этим приходит неуверенность и тревожность. Над тем, чтобы ребенок адекватно оценивал себя, стоит работать – нужно помогать ему увидеть свои сильные стороны, научить его хвалить себя за собственные успехи и делать выводы из неудач.
  • Воспитание ребенка в 13 лет — на что обратить внимание

      Стремление стать взрослым

    Подростком 13 ть лет движет желание повзрослеть, чтобы мир воспринимал его иначе. Поэтому родителям стоит уважать его мнение и его слова. Фразы типа «ты еще маленький, чтобы в этом разбираться» или «ты еще ничего не понимаешь» — очень обидны для школьника.

    Воспринимайте его как реального, понимающего человека с собственным видением мира и сильными эмоциями.

    Если пренебрежительно относиться к тому, что высказывает подросток, детско-родительские отношения ухудшатся, как и эмоциональное состояние обеих сторон.

    Читайте также:  Если быстро наполняется мочевой пузырь
  • Психологическое здоровье
    Подростку 13 ти лет, может понадобиться помощь психолога. Как было сказано ранее, обесценивать чувства подростка нельзя. Но проблема в том, что порой буря эмоций слишком сильная, всё «спутывается в клубок» и сложно разобраться в мире и своем собственном состоянии. Конечно, это «особый возраст» и «всё пройдёт». Но всё же опасно оставлять ребенка разбираться в психологических проблемах самому. Это важно, каким бы незначительным вам это не казалось. Фразы «не грусти» не хватит. Совсем.
  • Ваши действия имеют последствия

    Нужно помнить, что психология подростка очень чувствительна. Все, что вы скажете и сделаете, отразится на его поведении и сейчас, и во взрослой жизни.

    Родительская гиперопека, ограничение самостоятельности может привести к тому, что подросток вырастет неспособным справиться даже с мелкими проблемами взрослой жизни. Или напротив, отделится от семьи слишком быстро и будет всё делать «вопреки».

    Повышенная концентрация на учебе и оценках подростка может привести к развитию тревожности. Его будут преследовать мысли о том, что он делает «недостаточно».

    Одним из факторов подросткового кризиса является сниженная успеваемость – ведь отношения со сверстниками и утверждение собственной позиции в обществе сейчас на первом плане.

    Избегайте психологического, и тем более физического насилия! Думайте о том, что говорите своему ребенку, даже если вам эти слова кажутся правильными и необходимыми. Давить на него и использовать разные методы манипуляций – неприемлемо. Все решения, разговоры, должны быть честными, важно воспитывать в ребенке умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения и уважать собеседника. Без родительского примера и здорового общения в семье – никак.

    Как родителям — помочь ребенку

    Слушайте своего ребенка
    Подросток нуждается в том, чтобы его слушали. Это дает ему понять, что он важен и его слова настолько же ценны, как слова взрослых. Существует техника «активного слушания», которая помогает родителям и ребенку разобраться в его чувствах, больше доверять и ценить эмоции друг друга. Более подробно эта техника описана в книге Юлии Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания».

    Дайте подростку время
    Никто не сможет повзрослеть и разобраться в себе в один момент. Берите во внимание то, что он растет постепенно, что крайне эмоциональный и отвергающий подросток —не постоянное состояние человека. На практике осознание этого момента часто помогает разрешению ссор и скандалов.
    Крики и осуждение ребенка за «плохое поведение» — не эффективны.
    Для того, чтобы решить конфликтный вопрос и родителю, и подростку нужно «остыть», помолчать и разобраться в том, что происходит. После этого возможен комфортный диалог на равных, без агрессии.

    Принимайте его новые увлечения и качества
    Многие 13-летние чувствуют досаду и некоторое разочарование, потому что родители отвергают то новое и важное, что находят школьники. Это может быть новое сообщество, новое «странное» хобби, стиль в одежде, музыка — всё что угодно.
    Обесценивание интересов – просто ужасно. Оно подрывает доверие, желание делиться важными и ценными моментами.
    Человек в любом возрасте имеет право на свои интересы и проявления личности. Вам тоже когда-то было 13, вы в те годы скорее всего слушали новую музыку и увлекались чем-то неприемлемым для своих родителей. И это нормально. Попробуйте понять и принять то, чем начинают заниматься ваши дети, это может быть интересно и приятно даже для вас.

    Будьте рядом
    Не обязательно навязывать свою помощь, не обязательно бежать с объятиями каждый раз, когда подросток в плохом настроении. Обязательно иногда выражать свою готовность помочь без осуждения, что бы ни произошло.
    Дайте понять, что вы здесь, что к вам можно прийти, что вы готовы быть подушкой безопасности.
    При этом нужна атмосфера доверия, в которой можно рассказать совершенно любую историю, и помощь не превратится в разочарованные слова и ссору. Также можно говорить и о чувствах родителей, но не в целях манипуляции вроде «я рассказал что-то запретное, теперь ты должен сделать то же самое». Быть рядом всегда намного проще и полезнее, чем навязываться с помощью.

    Девочки и мальчики 13 лет

    Сильно действует «гендерная социализация». Только теперь она исходит не от семьи, а от сверстников. Появляются новые правила и установки. Многие из них основываются на крутости и принятии в сообществе, и при этом рационально – абсолютно не обоснованы.
    От девушек общество «ждет» пристрастия к макияжу и похудению, желания влюбиться и вступить в отношения. От мальчиков — серьезности и того, что называют «токсичной маскулинностью» — «будь агрессивным мужиком, че ты как девчонка!»
    Когда эти «правила» заходят слишком далеко, может понадобиться помощь значимых взрослых.
    Мальчики часто отказывают себе в выражении эмоций из-за давления со стороны отца или друзей-мальчиков, которые говорят, что «мужчины не плачут». Они могут смеяться и осуждать парня, который показывает нормальную волну эмоций.
    Частый итог – уход в себя, переживание чувств внутри, а это не имеет ничего общего с психическим и даже физическим здоровьем.
    Мальчики стремятся утвердить «социальный статус». И те, которые не попадают в группу «крутых», могут испытывать огромный стресс, и это тоже требует помощи от родителей — принятия и разъяснения того, что он имеет право на своё мнение, не обязательно быть лидером или частью именно этой компании. Возможно, придется помочь найти ему другое общество, которое будет больше подходить интересам вашего сына.

    Взрослеющие девушки стремятся соответствовать «стандартам красоты». Общество говорит, как она должна выглядеть, чтобы быть красивой, как вести себя и чем заниматься.
    Существует опасность развития расстройств пищевого поведения, что важно заметить вовремя и помочь. Стоит объяснить, что они имеют право не соответствовать стандартам красоты, могут заниматься чем хотят, и выглядеть так, как хотят, а не как «модно».

    Некоторым мальчикам и девочкам кажутся пугающими изменения в их теле. Расскажите подростку, как именно это происходит. Девушки в большинстве случаев растут быстрее, чем мальчики. Но это не так важно, важно то, что все разные, у всех свой темп развития. Но когда ребята растут быстрее или медленнее, чем их знакомые, развитие может приносить дискомфорт. Об этом тоже нужно говорить и рассказывать о том, как это происходило с родителями.

    Важным является и пример значимого взрослого того же пола, что и подросток. В основном это мать и отец.
    Если нет контакте с родителями, это место может занять другой человек, который окажет огромное влияние на развитие и становление интересов ребенка.
    Как было сказано ранее, думайте о том, что видят и слышат ваши дети. Чаще всего юноши учатся у отцов, а девушки у матерей тому, как нужно себя вести.

    Помощь психолога и курсы для подростков в центре К.О.Т.

    В центре К.О.Т. разработаны курсы, где под руководством опытных психологов ребята работают над развитием необходимых в этом возрасте навыков.

    Эффективность таких занятий очень высокая, потому что сейчас мальчики и девочки, испытывают потребность в том, чтобы стать увереннее, научиться справляться с эмоциями и лучше общаться.

    Стать самостоятельнее, почувствовать собственную значимость, ребята могут, обучаясь финансовой грамотности. Ведь это не только поучение знаний, это вариант заработать самим. А значит, получить признание со стороны родителей, сверстников и самому поверить в свои силы.

    Если у вас есть вопросы, в центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к психологу-специалисту по работе с подростками.

    Удачи вам, терпения и хороших взаимоотношений в семье!

  • Ссылка на основную публикацию
    Что делать при поносе без лекарств
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ наверх Определение, критерии и классификация диареи →разд. 1.11. 1. Этиологические факторы: вирусы (норовирусы и другие калицивирусы;...
    Что делать если ребенок истерит на улице
    Когда ребенок бьется в истерике, естественное стремление мамы - успокоить расстроенного малыша. Но чем больше она старается, тем чаще и...
    Что делать если с похмелья сердце сильно бьется
    Если есть подозрения, что начался сердечный приступ и болит сердце с похмелья, то: Усадите пострадавшего в полулежачее положение. Левую руку...
    Что делать при поражении человека электрическим током
    Электротравма вызывает местные и общие нарушения в организме человека, поэтому первая помощь при поражении электрическим током должна быть оказана незамедлительно....
    Adblock detector